Методы фармацевтического анализа

Расстройства здоровья

Синдромы нарушенного сознания

Сознание - это наивысшая форма отражения объективной реальности, обеспечивающая связь знаний для планомерной естественно направленной активной деятельности. Сознание присуще только человеку и возникло в процессе исторического развития общественного бытия и активной трудовой деятельности людей. Именно благодаря сознанию мы имеем возможность ориентироваться в окружающем, планировать всякую деятельность, понимать ее цели и прогнозировать конечный результат.

Основными характеристиками сознания считают степень его ясности (уровень бодрствования), объем (широту охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний), содержание (полноту, адекватность и критичность оценки используемых запасов памяти, мышления, эмоционального отношения) и непрерывность (способность осознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего). Одним из важнейших компонентов сознательной (осознаваемой) и целенаправленной (волевой) активности является внимание - способность сознательного, произвольного или непроизвольного избирательного сосредоточения сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях.

Ясность сознания предполагает правильность отображения действительности не в отдельных психических сферах (в восприятии, мышлении и др.), а обобщенно, в целостном психическом акте. Вот почему такие психические расстройства, как галлюцинации, бред, навязчивости и др., формально к патологии предметного сознания не относят, хотя в них содержатся элементы нарушенного сознания.

Не только для психиатра, но и для врача общей практики очень важно уметь выявлять нарушения сознания и правильно организовывать лечебные мероприятия. Синдромы нарушенного сознания свидетельствуют о тяжелом нарушении психической деятельности, которое может обусловливаться не только собственно психической, но и соматической патологией (инфекции, интоксикации, опухоли головного мозга и др.).

Клиническая задача:

Больная Ю., 15 лет, ученица 9 класса. Переведена в психиатрическую клинику из терапевтической больницы, где она находилась на лечении по поводу тяжелой фолликулярной ангины. В течение 3 дней почти не спала, жаловалась на сильную слабость, головную боль. Настроение было изменчивым - то беспричинно тревожным, то необычно приподнятым. Последняя ночь в терапевтическом стационаре прошла беспокойно. Девочка не спала, испытывала страх, казалось, будто бы от электрической лампочки исходят разноцветные спирали, "вкручивающиеся ей в голову". Но в темноте страх еще более усиливался. Казалось, что за дверью раздаются неясные угрожающие голоса, дверь выламывают, за ней видится мелькание фонарей, толпа народа. В ужасе девочка вскочила с кровати, пыталась открыть окно и выскочить на улицу. К утру под влиянием введенных нейролептических и снотворных средств больная уснула. После сна чувствовала себя разбитой, большая часть пережитого в течение ночи сохранилась в памяти девочки. Вопросы к задаче:

Какое психопатологическое расстройство (оцените на синдромальном уровне) развилось у девочки?

Чем вызваны описанные психические расстройства?

3. Какую терапевтическую тактику целесообразно было бы избрать в данном случае?

Правильные ответы на поставленные вопросы можно дать при условии знания основ общей психопатологии, его раздела "Синдромы нарушенного сознания".

Цели занятия:

уметь выявлять и правильно диагностировать синдромы нарушенного сознания;

овладеть тактикой оказания помощи больным с синдромами нарушенного сознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)уметь выявлять состояния нарушенного сознания методом клинического целенаправленного расспроса и визуального наблюдения, используя также данные анамнеза жизни и болезни;

уметь квалифицировать синдромальные формы расстроенного сознания;

овладеть тактикой оказания врачебной помощи лицам, у которых обнаруживаются признаки расстроенного сознания.

Цель самоподготовки:

научиться на задачах-моделях выявлять и диагностировать типичные симптомы и синдромы нарушенного сознания;

уметь теоретически по ситуациям, предложенным в задачах, правильно принимать решения по оказанию лечебной помощи и проведению мероприятий, предотвращающих социально опасные действия.