Методы фармацевтического анализа

Расстройства здоровья

Лекарственный бренд

Казалось бы, на подъеме рынка появляется шанс и у отечественной фармацевтической промышленности, о кризисе которой не говорил только ленивый. Однако проблема в том, что из 525 лицензированных отечественных фармпредприятий жизнеспособны не более половины. Остальные неминуемо закроются, особенно в том случае, если будет принято решение о переходе на стандарты GMP - надлежащей практики производства. Выжить в условиях практически свободной конкуренции с иностранными грандами фармпромышленности смогут лишь те, кто освоил определенную нишу производства или владеет раскрученными брендами.

Одной из основных стратегий успеха для российских компаний аналитики называют выстраивание сильного бренда. «Россия - страна брендированных дже-нериков: они составляют порядка 52 процентов от общего объема рынка, -говорит Давид Мелик-Гусейнов. - За примером далеко ходить не надо. Возьмем пенталгин, один из успешных препаратов «Фармстандарта», единственного из российских производителей, вошедшего по итогам 2007 года в десятку лидеров нашего фармацевтического рынка по объему продаж: это прежде всего грамотно выстроенный бренд. Отечественные компании, которые ► захотят надолго остаться на рынке, должны будут брендировать свой портфель».

«Ясно, что российской компании, которая хочет пробиться на рынке, нет никакого смысла выпускать ацетилсалициловую кислоту и продавать ее за полтора рубля, - говорит Александр Кузин. -Совсем не обязательно переключаться и на инновационные препараты. Признаем честно, отечественному производителю их сегодня просто не потянуть. А вот брендированные дженерики - хороший выход».

Одним из способов выдержать конкуренцию для российских компаний может стать и их укрупнение. Вхождение российских фармпроизводителей в иностранные концерны аналитики тоже рассматривают как хороший шанс. «Например, «Нижфарм» вошел в немецкую компанию Stada, - говорит Александр Кузин. - Преимущества такого слияния налицо. «Нижфарм» будет производить лекарства для Западной Европы. Это идеальная ситуация: производство препарата налажено у нас, а рынки сбыта находятся в Европе. Самостоятельно пробиться туда они, конечно, не смогли бы».

Впрочем, тон на нашем фармрынке по-прежнему задают иностранные компании. Их доля в объеме продаж составила 78 процентов в 2007 году и будет расти в дальнейшем. «Темпы роста в российской фармацевтической промышленности сейчас несколько ниже темпов роста импорта: цифры составляют соответственно 1 б и 19 процентов в год, - говорит председатель правления автономной некоммерческой организации «Центр развития межсекторальных программ» Владимир Мефодовский. - Это значит, что зависимость рынка от импортной продукции будет увеличиваться и в 2008 грду».