Методы фармацевтического анализа

Расстройства здоровья

Проблемы и тенденции рынка лекарств в России

Одной из важнейших тенденций 2006–2007 гг. стало увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке, что было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения, подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары. Следует отметить, что несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке продаж фармпродукции, Россия по-прежнему находится в зависимости от иностранного поставщика.

По прогнозам экспертов в 2008 году российские производители постараются продолжить свою экспансию на внутреннем рынке. Активизируются и дистрибьюторские компании, тогда как зарубежные фирмы будут в значительной степени сохранять выжидательную позицию.

Опережающие темпы внутреннего обесценения рубля по сравнению с внешним по-прежнему остаются одним из важнейших факторов, подрывающих конкурентоспособность российских лекарств. В то же время, по мнению экспертов, в I квартале 2008 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов, хотя не исключается возможность дальнейшего усиления позиций зарубежных препаратов, но более медленными темпами.

Ниже на диаграмме приведена структура российского рынка лекарств на январь 2007 г. по производителям. Основными конкурентами для отечественных фармацевтических компаний являются предприятия стран СНГ, Прибалтики, Восточной Европы, а также Индии и Турции. Среди конкурентов такие традиционные для России поставщики, как Chinoin и Gedeon Richter (Венгрия), KRKA (Словения), Zork, Zdravle (Югославия), Ranbaxy Laboratories, Dr. Redd’s Laboratories, Torrent (Индия). Вместе они заполняют около 70% российского фармрынка.

С начала 90-х годов основная специализация фармзаводов конкурентов – производство дженериков – оригинальных разработок ведущих западных фирм, срок эксплуатации эксклюзивного патента на которые истек. Цены на такие лекарства ниже, чем на оригинальные препараты.

Другая группа поставщиков – это фармацевтические компании развитых стран: Astra, Bayer, Bristol-Myers Squibb (BMS), Ebewe, Hoechst, Pfizer, Glaxo Welcom и др. Таких компаний около 40, в основном они экспортируют препараты, не имеющие аналогов и по монопольно высоким ценам.

По мнению специалистов российский фармрынок дисбалансирован – дженерики занимают неоправданно большое место. Однако этот дисбаланс – лишь отражение уровня жизни россиян и состояния нашего практического здравоохранения. Конкретный пациент остается сегодня самым надежным потребителем, а так как он оплачивает свои лекарства в основном из собственного кармана, то предпочитает довольствоваться более дешевыми препаратами.

Ниже приведен перечень препаратов – лидеров импорта по данным за IV квартал 2006 года, который характеризует ассортимент ввозимых лекарственных препаратов.

Таблица 1. Перечень препаратов – лидеров импорта

Препарат

Производитель

Лек. форма и доза

Кол-во упаковок, шт.

Циннаризин

Софарма АО

таблетки 25 мг №50

1 262 740

Kавинтон

Гедеон Рихтер

таблетки 5 мг №50

554 582

Валокордин

Kревель Мойзельбах Гмбх

флакон капли 20 мл №1

1 352 340

Kорвалдин

Фармак АО

флакон раствор 25 мл №1

744 000

Kорвалол

Химфарм АО

флакон раствор 25 мл №1

615 000

Валидол

Фармак АО

таблетки 0.06 №10

410 000

Астрасепт

Ферментафарма Биодил Лтд

пастилка №8

1 278 000

Троксевазин

Медика ЕАД

тубы гель 40г №1 2%

769 621

Амиодарон

Ривофарм СА

таблетки 200 мг №30

600 000

Омез

Д-р Реддис лабораториз Лтд

капсулы 20 мг №30

445 200

Бактисубтил

Хехст Мэрион Руссель

капсулы №20

438 000

Перейти на страницу: 1 2 3