Методы фармацевтического анализа

Расстройства здоровья

Рынок на вырост

Российскому рынку лекарств еще расти и расти. Его доля в общемировом объеме пока очень скромна и составляет не более одного-полутора процентов. Потребление медикаментов на душу населения в нашей стране пока совсем невелико. Сейчас эта цифра равна примерно 87-90 долларам на человека в год. В США или Японии - самых «лекарственно зависимых» странах такой показатель составляет 600-800 долларов, во Франции - больше 400 долларов. О том, что российскому рынку нужно развиваться, говорит и его структура. Если в США доля инновационных препаратов в общем объеме рынка составляет 82 процента, во Франции - 60 процентов, то в России количество новейших фармацевтических разработок едва дотягивает до 10 процентов. Так что потенциал очевиден.

«Если говорить о темпах роста рынка, то Россия сейчас наряду с Бразилией, Индией и Китаем входит в четверку быстрорастущих лидеров», - говорит Мария Денисова, генеральный директор компании RMBC, специализирующейся на маркетинговых исследованиях фарм-рынка. К 2020 году, по прогнозам аналитиков, российский рынок должен составить уже три процента от мирового. В 2007 году он вырос на 14 процентов в долларах США, в рублевом выражении -на 7 процентов, притом что на развитых западных рынках рост на 3-4 процента в год уже считается очень хорошим. «В отдельных секторах российского рынка прогресс был еще больше, - говорит генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин. -Например, в розничных продажах в первом квартале этого года произошло увеличение на 23 процента. Такого мы не видели с 1998 года. И это при том, что в связи с уменьшением госфинансирования объем рынка в части ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение. — «Итоги»)

сократился. Получается, что весь прирост произошел за счет средств населения». Уже ясно, что в этом году рост рынка побьет прошлогодний результат - в рублевом эквиваленте он вырастет не менее чем на 20 процентов, а в долларовом даже на 30 процентов.

Главная причина - рост покупательной способности населения. «Изменилась психология потребителя, - говорит Давид Мелик-Гусейнов, руководитель отдела исследований фармрынка центра маркетинговых исследований «Фармэкс-перт». - Структурное изменение заключается в том, что с рынка начинают вымываться дешевые препараты».

Почему так происходит? Структура фармацевтического рынка отражает состояние системы здравоохранения. Так сложилось, что в России основным лицом, принимающим решение о покупке того или иного лекарства, является не врач, а пациент. Поэтому в десятке самых популярных у нас лекарств традиционно лидируют безрецептурные препараты. И этим российский список лидеров продаж разительно отличается от аналогичных списков США и Европы.

Раньше пациенты выбирали в аптеке лекарства подешевле. «Импульс к качественным изменениям структуры российского рынка дала программа ДЛО, - говорит Мария Денисова. - С одной стороны, она позволила закупать на государственные деньги дорогие инновационные препараты, с другой - приучила пациентов и врачей к потреблению лекарств более высокого уровня».

В последнее время эксперты отмечают устойчивые изменения в ценовой нише недорогих лекарств: самые дешевые препараты или растут в цене, или заменяются другими, подороже. Если в 2004 году доля лекарств ценой до 50 рублей составляла 29 процентов, то в 2007 году она снизилась до 22 процентов. С одной стороны, это является отражением внутренней инфляции - цены в России растут быстрее, чем в Европе и США, а недорогие препараты для нашего рынка в основном производят отечественные компании. С другой стороны, здесь срабатывает психологический момент. Покупательная способность населения увеличивается, и люди начинают искать лекарства получше и подороже. «Пациенты уже не будут покупать таблетки от кашля ценой в несколько рублей, а скорее потратятся на микстуру, которая стоит под сотню, - говорит Денисова. - Цена в сознании людей является отражением качества». Опросы маркетологов свидетельствуют: небольшое повышение цифр на ценниках в аптеках зачастую делает препарат более привлекательным для покупателей. «Знаю случай, когда одна отечественная компания в сто раз увеличила продажи своего контрацептива, просто подняв на него цену в десять раз, - препарат стал восприниматься как более качественный», - рассказывает Александр Кузин. В Европе сейчас формируется другая тенденция. Инновационные препараты в какой-то части начинают замещаться дешевыми дженериками (копии оригинальных препаратов, на которые истек срок лицензии. - «Итоги») Перейти на страницу: 1 2